» » Как помочь малышу сказать первые слова? | Мама |

Как помочь малышу сказать первые слова? | Мама |

Сегодня мы расскажем о том, что должны делать родители для стимуляции у грудничков правильного речевого развития.


Как помочь малышу сказать первые слова? /  Мама /



Многие родители, испытывая большой дефицит времени, уделяют своим детям все меньше внимания. Передоверяя ребенка попечению других людей, они обедняют его жизнь и порой даже наносят невосполнимый ущерб его развитию. Осознание этой простой истины, возможно, усугубит чувство вины у мам и пап, но хорошо, если они постараются найти время для того, чтобы лишний раз приласкать малыша, поговорить с ним, предоставить ему разнообразные впечатления. Сегодня мы расскажем о том, что должны делать родители для стимуляции у грудничков правильного речевого развития.


Первые звуки, произносимые ребенком, не зависят от его национальности, в этот период они одинаковы у всех грудничков независимо от того, какой язык они впоследствии усвоят. Однако постепенно малыш учится произносить лишь звуки родной речи, которые слышит от окружающих его людей.


С 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, ритм, мелодику, интонацию. Здоровый ребенок в этом возрасте прислушивается к разговору взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.


Поскольку речь ребенка развивается, ориентируясь на образец, некоторые речевые нарушения, возникающие в дальнейшем (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание неправильной речи окружающих.


Развитие речи задерживается при неблагоприятных внешних условиях. Для того чтобы окружающие ребенка звуки способствовали развитию слуховой наблюдательности и языка, необходимо создать фон тишины, который не мешал бы ему воспринимать звуки и соответствующим образом реагировать на них. Среди непрекращающегося шума ребенок не слышит ни самого себя, ни взрослого.


Позаботьтесь о том, чтобы посторонние звуки не мешали малышу слышать то, что вы ему говорите. Если в доме радио или магнитофон работают на полную мощность, крохе будет трудно выделить ваш голос на их фоне. Если вы часто слушаете музыку или смотрите телевизор, держите приемники как можно дальше от того места, где обычно играет малыш, и не включайте их громко.


Общаясь с ребенком, подойдите к нему достаточно близко и говорите с ним так, как будто сообщаете что-то очень важное или личное. Не следует говорить с малышом, находясь достаточно далеко от него: чтобы по-настоящему научиться вас понимать, ему нужно слышать ваш голос на некотором расстоянии на таком, чтобы он смог различить звучание отдельных слов.


Скорее всего, любимым словом вашего малыша окажется то, которое он слышит больше всего и которое несложно выделить из речевого потока. Чем чаще вы, глядя на малыша и улыбаясь ему, будете произносить его имя, тем скорее он научится радоваться звуку своего имени и станет отвечать на него улыбкой, гулением или протягиванием ручек.


Если ваш малыш не отличает обращенные к нему слова от шума пылесоса или работающего телевизора, то он в ответ на них не повернется к вам, не улыбнется, не станет гулить. Если кроха при звуках музыки не раскачивается в такт, не хлопает в ладоши, то вполне возможно, что у него не все в порядке со слухом. Обратитесь к отоларингологу, и если он скажет, что ребенок плохо слышит, проконсультируйтесь с сурдопедагогом. Он расскажет, как надо говорить и играть с ребенком, чтобы помочь ему развиваться максимально эффективно.


Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями («так-так», «дай-дай», «бах»). Если постоянно разговаривать с ребенком, он будет гораздо быстрее усваивать новые слова. Особая манера родительской речи, мягкая, мелодичная, состоящая из коротких фраз, помогает крохе связывать предметы со словами, понимать отдельные словесные команды («Поцелуй маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д.). Малыш рано начинает улавливать интонацию взрослого: улыбается, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и плачет, когда взрослый сердится.


В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать чужой речи, а к году произносить первые слова. Основные приготовительные физиологические упражнения голосового аппарата заканчиваются, и ребенок переходит к сознательной подражательной речи. Настает момент, когда он осознанно произносит первое слово, связав его с конкретным, хорошо усвоенным представлением.


Устанавливается эта связь благодаря тому, что взрослые многократно повторяют определенные слова, заимствованные из рефлекторного словаря ребенка, например «ма-ма», «ба-ба» и т.п., в применении к близким ребенку лицам и предметам. У ребенка постепенно образуется ассоциация между зрительным представлением предмета и слуховым выражением в слове. Голосовые органы к этому времени настолько подготовлены долгими предварительными упражнениями, что эти ассоциации устанавливаются легко и в большом количестве.


Время появления слов на первом году жизни у детей различно: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие в 1 год 2 месяца, а некоторые еще позднее. В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20. Чаще дети пользуются упрощенными словами «ам-ам» или словами с открытыми слогами («мама», «папа», «Ляля»).


Уже по первым словам детей можно судить о неблагополучии в развитии речи: вас должно насторожить, если малыш говорит «ма» вместо «мама», «па» вместо «папа» или если слово «мама» относится к отцу или другим лицам.


Необходимо также обратить внимание на то, как ребенок понимает речь. У одних детей уровень понимания включает в себя довольно большой словарный запас и правильное восприятие значения слов. О таком ребенке родители обычно говорят, что «он все-все понимает, вот только не говорит». Другие же дети с трудом ориентируются в обращенных к ним словах.


Ярким свидетельством речевых нарушений может быть стойкое и длительное отсутствие подражания новым словам. В этом случае ребенок повторяет лишь первоначально приобретенные (чаще всего их не более 10), но упорно не пользуется новыми словами. Такая «остановка» возможна и при нормальном развитии, но не более чем на 56 месяцев после появления первых 35 слов. При нарушении речевого развития задержка длится даже несколько лет. Задача родителей всячески поощрять потребность малыша повторять за ними слова или часть их.


Обычно, если ребенок знает до 30 слов, он начинает объединять их в двухсловные фразы. Об отклонениях свидетельствует отсутствие подобных комбинаций при достаточно большом запасе усвоенных слов (до 50 и более). Однако чаще всего при отставании в речевом развитии накопление словарного запаса и построение элементарных фраз происходит в более старшем возрасте, чем полагается по норме.


К 8-9 месяцам возникает общение ребенка со взрослым при помощи предметно-действенных средств: контакт устанавливается посредством ярких предметов и игрушек, которыми малыш активно манипулирует. Отсутствие таких взаимоотношений, изоляция ребенка от семьи могут существенно задержать развитие его речи. Помогите малышу понять, чего вы от него хотите, сначала ему это продемонстрировав.


Если вам надо получить от крохи мяч, возьмите его за руку, назовите по имени и скажите: «Дай мне мячик», а затем подведите его к мячу или поверните к нему лицом. Когда вы говорите ребенку, обязательно назвав его по имени: «А теперь садись», то надо взять его мягко, но решительно за плечи и помочь сесть. После того как он выполнит вашу просьбу, улыбнитесь ему и похвалите.


Для развития подражания движениям можно проводить игры «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания». При этом взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова тем, что берет ладошки ребенка и хлопает ими, а потом побуждает его к самостоятельному выполнению движений по команде. Развитию лепета помогают игры-переклички. Их нужно проводить тогда, когда ребенок лепечет. Сначала взрослый повторяет звуки малыша, а затем произносит новые.


Своим поведением мы словно зеркально повторяем поведение ребенка, делаем его более выразительным и в таком виде посылаем обратно малышу. И он, глядя на нас, осознает то, что делает, поправляет и улучшает свое поведение. Ребенок от удивления раскрывает рот, и мы тоже открываем рот, но более выразительно. Ребенок агукает, и мы повторяем за ним. Таким «зеркалом» мы будем для малыша еще не раз, станем ли вместе играть в мяч, возить машинки по ковру или просто ходить.


Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от общего развития ребенка. Дети, физически ослабленные, часто страдающие различными инфекционными заболеваниями, нередко отстают в речевом развитии. Сильно влияют на речевое развитие желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание коры головного мозга. После укрепления организма и создания благоприятных условий ребенок догоняет своих сверстников в речевом развитии при условии, что с ним проводит специальные занятия и консультации логопед.

12-03-2016, 00:33
Автор: Balarandil
Просмотров: 3725
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.